из тех, кто присутствовал при вскрытии гробницы Тутанхамона, вскоре умерло большинство. То же произошло с двумя врачами- патологоанатомами, проводившими вскрытие мумии. И все это совершенно естественно... то есть совершенно сверхъестественно, учитывая надпись на глиняной табличке, лежавшей в погребальной камере: "Смерть сразит своими крыльями каждого, кто нарушит покой фараона".
Однако в подобных рассказах пристрастие к сенсациям проглядывает заметнее, чем стремление к истине. Но вот к чему имеет смысл прислушаться серьезно, так это к впечатлениям профессионального египетского археолога Мохаммеда Закария Гонейма.
Свидетельства очевидца Гонейму посчастливилось обнаружить неведомую древнеегипетскую пирамиду с алебастровым саркофагом, тайна которого сохраняется поныне.
Гаскопки подходили к концу, и казалось, вот-вот будет расчищен путь к усыпальнице, когда произошла катастрофа.
"Я находился на юго-западном углу большой ограды, - рассказывал Гонейм, - когда вдруг услыщал со стороны пирамиды страшный вопль. Я бросился к пирамиде. Мои рабочие в панике столпились вокруг черного провала...
Заглянув вниз, я увидел на дне наполовину очищенной шахты зиящую дыру. Один из каменных блоков внезапно провалился и увлек в подземную галерею нескольких рабочих... Страшный обвал песка и камней похоронил под собой людей".
Тогда погиб один человек. Молва увеличила число жертв в 83 раза. Утверждали, будто вся пирамида обрушилась, похоронив экспедицию.
"Началось следствие, и раскопки были приосгановлены,-продолжал археолог. - Ни один местный рабочий не желал теперь даже близко подходить к пирамиде. Люди были запуганы. Кое-кто говорил, что мы разгневали фараона, построившего гробницу, что в пирамиде сидит злой дух, который погубит и поглотит всех".
Казалось бы, такие поверья должны действовать только на темных, неграмотных людей. Однако в эту привычную формулу не вписываются слова самого руководителя раскопок: "Скажу честно: когда через две недели после катастрофы я собрал рабочих и мы снова приступили к расчистке входной галереи, мне было как-то не по себе. Трудно объяснить это чувство. Во всяком случае, я не боялся физической опасности- обвала кровли и падения камней, скорее это была странная смесь благоговения, любопытства и неуверенности.
Тот, кто ни разу не ползал в одиночестве по безмолвным темным ходам пирамид, никогда не сумеет по-настоящему представить, какое ощущение временами охватывает тебя в этих подземельях. Мои слова могут прозвучать неправдоподобно, однако я знаю, что каждая пирамида имеет свою душу, в ней обитает дух фараона, который ее построил. Многие мои люди, проработавшие в пирамидах почти всю жизнь, думают и чувствуют то же, что и я..."
Тут уместно вспомнить случай с англичанином Полом Брайтоном. Узнав, что многим туристам, посещающим каменные недра великой пирамиды Хеопса, бывает плохо, он решил на собственном опыте проверить слухи о якобы блуждающих там духах. Из погребальной